В процессе работы электрических машин изоляция обмоток постепенно разрушается. Это происходит по причине её нагрева, в результате воздействия механических усилий при вибрации, динамических сил при пусках и процессах перехода, центробежных сил при вращении, загрязнения пылью, влияния влажных и других агрессивных сред. Продлить срок службы устройства помогает перемотка двигателей. Подобные изменения структурных и химических свойств изоляции называют старением. Конечным результатом свойств изоляции становится износ. Основной причиной выхода из строя изоляции машин являются температурные условия. В случае наступления температурного расширения изоляционных материалов ослабевает их внутренняя структура, что приводит к внутренним механическим напряжениям. Из-за теплового старения, изоляция становится более уязвимой для механических воздействий. Вследствие потери механической прочности и эластичности, изоляция уже не может противостоять проникновению влаги, ударам, обычным условиям вибрации или неодинаковым тепловым расширениям стали, меди и изоляционных материалов. При тепловом воздействии усадка изоляции приводит к ослаблению креплений клиньев, катушек, пазовых накладок и др. крепёжных деталей конструкции. На начальном этапе эксплуатации пропиточный лак хорошо «держит» обмотку, но вследствие его теплового старения, цементация ухудшается, и вибрация становится более ощутимой. В процессе работы обмотка загрязняется угольной пылью при работе щёток, пылью из окружающего воздуха, маслом из подшипников. В рабочих цехах угольных или металлургических предприятий пыль настолько мелкая и лёгкая, что её проникновение внутрь машины кажется практически невозможным. Она создаёт проводящие мостики, вызывающие перекрытия или пробои на корпусе машин. Текущий ремонт обмоток электродвигателей начинают с очищения от пыли наружной поверхности машины и доступных внутренних деталей. Для этого используется сухая салфетка, щётка или пылесос. При текущем ремонте машину разбирают, обмотки осматривают, продувают сжатым сухим воздухом, при необходимости их протирают салфетками, смоченными в бензине. Во время осмотра проверяется надёжность крепления лобовых частей, бандажей и клиньев. Ослабленные или оборванные бандажи на лобовых сторонах статорных обмоток из круглого провода обрезают, заменяя их на новые, из стеклянных или лавсановых шнуров (лент). Когда покрытие обмотки находится в плохом состоянии, её сушат и покрывают слоем эмали. Причём этот слой не должен быть слишком толстым иначе ухудшится охлаждение машины. Качество ремонта определяется по результатам замеров изоляции до и после.
|